StartSet.ru
Волоколамское шоссе, 89 корпус 1, строение 2, офис 1116 125371 Москва
+7 965 119-56-65
StartSet.ru
Волоколамское шоссе, 89 корпус 1, строение 2, офис 107 125371 Москва
+7 965 119-56-65 inform@startset.ru
Доставка: Москва, Санкт-Петербург, Россия, Белоруссия, Казахстан, СНГ.
Детская мечта длиною в жизнь

Эпохи в железнодорожном моделизме

В мире выпускается много видов различного подвижного состава, прототипы которого, производились в разных странах в разное время. Для гармоничного восприятия макета, необходимо выдерживать антураж железной дороги (строения, автомобили, уличные фонари, фигурки людей и т.п.) в соответствии с демонстрируемым подвижным составом. Да и сам подвижной состав желательно выдерживать в одном выбранном времени. Для облегчения этой задачи, были разработаны Нормы деления исторического времени на определенные Эпохи в железнодорожном моделировании.

Здесь понятие Эпоха является совокупностью характерных визуальных элементов определенного периода времени, их сочетания и привязки. Разбивка шкалы времени в железнодорожном моделировании достаточно условна, с исторической точки зрения, и деление это не должно быть резким. Временной переход от одной Эпохи к другой совершался плавно и постепенно, с различными исключениями и допусками.

Так как Германия всегда задавала тон в железнодорожном моделировании, Эпохи по времени привязаны к историческим вехам в истории Немецких железных дорог, и определены Международными Нормами Железнодорожного моделирования (MOROP NEM 800), которые приведены в таблице:

 

Краткая характеристика Эпох с общеевропейской точки зрения:

Эпоха I: Начало строительства и развития железных дорог. Появление множества частных Железных дорог с собственным уникальным подвижным составом. Определение Паровоза, как основного типа локомотива. Начало Паровозостроения. Стандартизация сигналов.

Эпоха II: Завершение национализации основных европейских железных дорог. Стандартизация и Регистрация парка подвижного состава. Начало общеевропейской стандартизации Правил и Норм эксплуатации и Строительства Железных дорог RIV и RIC. Начало внедрения электрической тяги. Начало введения оптических сигналов.

Эпоха III: Послевоенное восстановление железных дорог. Начало разработки и ввода в эксплуатацию тепловозной тяги. Усовершенствование довоенной паровозной техники и последние новые образцы. Развитие средств СЦБ и Связи. Расширение сети электрифицированных линий.

Эпоха IV: Время наибольшего прорыва в усовершенствовании локомотивного и вагонного парка. Значительное увеличение скоростей движения и грузоподъемности. Внедрение международной маркировки подвижного состава. Интенсивный ввод контейнерных перевозок.

Эпоха V: Активный ввод в эксплуатацию скоростных линий пассажирского сообщения. Распространение рекламы на подвижном составе. Начало преобразования государственных железных дорог в Акционерные общества, с дистрибьюторскими компаниями по различным направлениям деятельности. Разделение Пассажирской и Грузовой деятельности железных дорог.

Эпоха VI: В дополнение к традиционным железнодорожным компаниям, появление множества побочных, занимающихся перевозкой грузов или пассажиров без собственной инфраструктуры. Введение 12-значного UIC-номера. Пересогласование RIV и RIC в ЕС-совместимых OTIF и TSI. Отмена системы совместного использования товарных вагонов EUROP и OPW. Значительный рост скоростных линий, в том числе и международных. Значительное сокращение грузовых перевозок. Разборка многих грузовых сортировочных станций. Закрытие местных и коротких узкоколейных линий.

Кроме того в Нормах (MOROP NEM 800) кратко описываются характеристики Эпох применительно к истории железных дорог различных стран. Здесь уже каждая эпоха делится на Периоды. Эти Периоды обозначены в Нормах маленькими латинскими буквами, и означают определенные вехи в истории железной дороги той страны, о которой идет речь. К примеру, в Германии (NEM 806D)

Краткая характеристика Эпох в Германии:

Эпоха I: K.P.E.V.: Эпоха развития Железных дрог Земель Германии. Появление множества частных Железных дорог с собственным уникальным подвижным составом. Строительство и его завершение основной сети железных дорог. Начало и развитие паровозостроения до определения их форм. Появление традиционной покраски локомотивов и вагонов.

Ia (1835-1875) – Появление и развитие Железных дорог территориального значения, до соединения их в единую сеть. Разработка основных принципов паровозостроения.

Ib (1875-1895) – Образование девяти Национальных Железнодорожных сетей Германии – в Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберге, Бадене, Эссене, Макленбурге, Ольтенбурге, Эльзасе-Ларингологии. Расширение основной сети железных дорог Германии за счет добавления веток и дрог территориального значения. Появление первых узкоколейных железных дорог, преимущественно специального назначения. Усовершенствование паровых двигателей с различными вариантами топлива. Появление тендерных локомотивов. Появление первого Прусского стандарта Строительства подвижного состава. Введения цветового стандарта обозначения класса пассажирских вагонов (желтый, зеленый, коричневый, серый). Введение непрерывной тормозной системы (магистраль) для пассажирских поездов.

Ic (1895-1910) – Завершение формирования основной железнодорожной сети. Реорганизация государственных железных дорог. Объединение железных дорог Пруссии и Ессена. Введение технической стандартизации: Подвижного состава, Движения, Строительства, Сигнализации, Терминологии (ТЕ). Введение регистрационных номеров вагонов. Появление мотрис, начало внедрения четырехосных вагонов.

Id (1910-1925) – Застой в развитии из-за Первой мировой войны. По ее окончании, резкий рывок. Принятие стандартного черного цвета окраски паровозов в Пруссии. Стандарт окраски пассажирских вагонов в оливково-зеленый цвет. Появление скоростных локомотивов. Образование компании «MITROPA». Начало внедрения электрической тяги. Внедрение пневматических тормозов магистрального типа для пассажирских и грузовых вагонов.

Эпоха II: DRG. Объединение и национализация всех железных дорог Германии. Интенсивное развитие паровозостроения, вагоностроения. Внедрение электрической тяги. Развитие местных железнодорожных сообщений посредством мотрис. Полная стандартизация железнодорожной сети. Огромное разнообразие подвижного состава за счет использования старых единиц.

IIa (1920-1925) – Полный переход территориальных железных дорог под юрисдикцию K.P.E.V. и преобразование его в DRG. Первые программы внедрения Электровозов. Перекраска пассажирского парка в зеленый и коричневый цвета. Перерегистрация вагонного парка. Начало международного обмена вагонным парком по соглашениям RIC и RIV.

IIb (1925-1937) – Унификация типов Паровозов, Электровозов. Первый скоростной поезд. Пересмотр классификации пассажирских вагонов. Отмена 4 класса. Образование фирмы «MITROPA».и появления ее вагонов спальных и ресторанов бордового цвета. Повсеместное введение пневматической магистральной тормозной системы.

IIc (1937-1945) – Присоединение к DRG железных дорог Саары и Австрии. Изменение системы сигнализации. Появление имперского орла на локомотивах и вагонах. Военная стандартизация окраски подвижного состава. Удаление орла и цвета по окончании войны. Разделение железнодорожной сети по зонам оккупации. Перемаркировка подвижного состава в соответствии с зоной оккупации.

Эпоха III: DB и DR. Раздельное независимое интенсивное развитие Западной и Восточной немецкой железной дороги. Качественные изменения за счет внедрения тепловозной и электрической тяги. Постепенное прекращение разработки и выпуска паровозов. Развитие систем управления и сигнализации.

IIIa (1949-1956) – DB: Переименование и перемаркировка подвижного состава. Введение трех классов пассажирских вагонов. Начало эксплуатации 26 метровых пассажирских вагонов. Развитие регулярного движения моторвагонных поездов местного назначения. DR: Переименование и перемаркировка подвижного состава. Полная национализация железных дорог. Введение трех классов пассажирских вагонов. Начало эксплуатации двухэтажных пассажирских вагонов.

IIIb (1956-1970) – DB: Постепенное уменьшение паровозного парка. Частичный перевод паровозов на жидкое топливо. Появление Электровозов и Тепловозов в большом количестве. Введение новой системы сигнализации. Стандартизация трех фар у локомотивов и задних сигнальных огней. Введение стандарта изумрудно-зеленой окраски пассажирских вагонов и полос идентификации класса. Программа стандартизации местного пассажирского сообщения. DR: Восстановление и реконструкция старых паровозов. Производство новых типов паровозов. Начало строительства тепловозов. Расширение сети электрифицированных железнодорожных линий. Введение новой системы сигналов. Введение двух классов пассажирских вагонов и полос идентификации класса. Запуск программ по реконструкции и модернизации пассажирского вагонного парка (REKO и MODE). Основание Ассоциации совместного использования грузовых вагонов (OPW).

Эпоха IV: DB и DR. Раздельное независимое интенсивное и качественное развитие Западной и Восточной немецкой железной дороги. Завершение перехода на тепловозную и электрическую тягу. Введение международной маркировки подвижного состава. Глубокая международная интеграция. Новые цветовые концепции подвижного состава.

IVa (1965-1970) – DB: Расширение сети электрифицированных линий. Полный переход на тепловозную и электрическую тягу на магистралях. Новая международная система идентификации подвижного состава. DR: Расширение сети электрифицированных линий. Введение новой системы иднтификации и маркировки подвижного состава.

IVb (1970-1980) – DB: Начало ввода железнодорожных сетей «Inter-Sity». Введение новой двухцветной схемы для локомотивов и моторвагонных поездов. Начало применения удаленных кабин управления локомотивом в крайних пассажирских вагонах DR: Новая цветовая схема для локомотивов. Завершение эксплуатации паровозов на жидком топливе. Формирование традиционного парка подвижного состава.

IVc (1980-1990) – DB: Введение двух классов вагонов в «Inter-Sity». Завершение внедрения новой двухцветной схемы для локомотивов и моторвагонных поездов. Введение новой международной классификации грузовых вагонов. DR: Новая цветовая схема для пассажирских вагонов: орехово-коричневый/бежевый/зеленый, для экспрессов: орехово-коричневый/бежевый/оранжевый.

Эпоха V: DB AG. Сотрудничество между двумя железными дорогами DB и DR по объединению и унификации. Внедрение технических норм ICE. Введение принципиальной концепции колористики для объединенного подвижного состава.

Va (1990-1994) – Начало реорганизации восточной и заподной железных дорог в единую сеть. Внедрение единый цветовой схемы для локомотивов (красный) и четырехцветной для пассажирских вагонов. Новая классификация для локомотивов DR. Новаые идентификационные номера.

Vb (1994-2000) – Полное преобразование DR и DB в «DB AG» Введение нового логотипа. Внедрение новой концепции цвета для грузовых вагонов. Новая стандартизация сигнализации. Демонтаж устаревших сигналов. Полное исчезновение грузовых вагонов типа G и двухосных полувагонов. Всех типов. Введение стандартных вывесок названий станций: белым шрифтом на синем фоне.

Vc (2000-2006) – Усиление преобладания пассажирского и скоростного движения. Начало демонтажа устаревших грузовых терминалов.

Эпоха VI: DB AG. Либерализация железнодорожного транспорта. Внедрение новой 12-значной нумерации UIC (ICE). Появление множества компаний-перевозчиков грузов. Отказ от единой цветовой концепции для подвижного состава. Вынос грузовых терминалов за пределы городских застроек. Демонтаж грузовых терминалов и сортировочных станций в пределах городских застроек. Ограждение железнодорожных линий звуковыми барьерами. Отдельное строительство скоростных магистралей. Стандартизация строений для пригородного сообщения. Денационализация узкоколейных железных дорог и превращение их в изолированные туристические ветки.

Эпоха VI (с 2007г.) недавно началась и продолжается в настоящее время. Поэтому деления на периоды еще не существует.

Краткая характеристика Эпох в России

Россия не попадает в такую классификацию, так как не является членом MOROP. Но многие российские железнодорожные моделисты и любители одержимы желанием демонстрации отечественной железной дороги, с ее неоспоримыми достижениями и неповторимым колоритом. Недавно начавшийся серийный выпуск российского подвижного состава в Типоразмерах НО и ТТ, во многом способствуют развитию данной тематики в железнодорожном моделировании. В помощь интересующимся, здесь представлена краткая характеристика Эпох, применительно к Российским железным дорогам.

Эпоха I: Изобретение и становление железных дорог в России. Быстрый рост протяженности железнодорожной сети. Выход за Волгу и Урал. Принятие «Общего устава железных дорог». Начало электрификации.

Ia (1834-1855) – Строительство первой железной дороги братьями Черепановыми в Нижнем Тагиле. Открытие Царскосельской и Николаевских железных дорог. Начало строительства паровозов на Александровском заводе в С-Петербурге.

Ib (1855-1885) – Бурное строительство железных дорог. Открытие Оренбургской ж/д. через Сызрань и Самару. Открытие двупутного Александровского моста через Волгу. Создание Министерства путей сообщения. Принят и введен на всех российских железных дорогах «Общий устав железных дорог».

Ic (1885-1917) – Строительства Транссибирской магистрали и Кругобайкальской железной дороги. Учреждения праздника «Дня железнодорожника – 25 июня». Начало электрификации железных дорог. Строительство первой электрифицированной линии Петербург-Петергоф. Начало выпуска газеты «Гудок».

Эпоха II: Интенсивное развитие железных дорог в России. Приоритет железнодорожного транспорта в грузообороте страны. Развитие паровозостроения. Появление скоростных паровозов. Появление электричек.

IIa (1918-1925) – План полной электрификации основных магистралей, как часть плана ГОЭЛРО. Преобразование МПС в НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Усовершенствование серийных паровозов. Начало разработки электрической тяги.

IIb (1925-1940) – Начало пригородного сообщения на электрической тяге. Открыто экспериментальное кольцо в Щербинке. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали. Появление скоростных паровозов.

IIc (1940-1945) – Военное время. Срочное строительство железнодорожных путей для фронта.

Эпоха III: Интенсивное развитие железных дорог в России. Приоритет железнодорожного транспорта в грузообороте страны. Развитие паровозостроения. Появление скоростных паровозов. Появление электричек.

IIIa (1945-1955) – Переименование НКПС в МПС. Восстановление части железнодорожной сети после войны с одновременной модернизацией. Новая система идентификации подвижного состава. Начало серийного выпуска электровозов и тепловозов.

IIIb (1955-1965) – Принятие Генерального плана электрификации всей железнодорожной сети.. Переход на единую упряжь (сцепные устройства). Принятие свода Инструкций, регламентирующих работу железных дорог. Быстрое внедрение 4-осных вагонов.

Эпоха IV: Развитие и модернизация Советских железных дорог. Основание коммерческого бренда «Советские железные дороги». Международная интеграция стран СЭВ.

IVa (1965-1975) – Возобновление строительства БАМ-а. Создание Байкало-Амурской железной дороги. Упразднение Московской Окружной железной дороги. Полная ликвидация паровозного движения. Введение новых норм регистрации подвижного состава.

IVb (1975-1985) – Развитие международной интеграции в железной дороге стран СЭВ. Появление импортного подвижного состава.

Эпоха V: Реорганизация МПС СССР в МПС Российской Федерации. Основание коммерческого бренда «Российские железные дороги». Сверхнормативная эксплуатация устаревшего подвижного состава. Сокращение объемов перевозок.

Va (1985-1995) – Принятие Закона «О федеральном железнодорожном транспорте». Образование МПС РФ. Образование МПС РФ. Начало ввода в эксплуатацию безстыковых участков пути.

Vb (1995-2005) – Создание ОАО “РЖД». Начало восстановления и коммерсолизации железных дорог. Принятие Новых Правил эксплуатации железных дорог РФ. Усовершенствование сигнальной системы.

Эпоха VI: Утверждение «Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года». Начало движения скоростных поездов (Сапсан: Москва-Санкт-Петербург)

Эпоха VI (с 2005г.) недавно началась и продолжается в настоящее время. Поэтому деления на периоды еще не существует.

Применение информации об Эпохах железнодорожного моделирования

Эта информация важна при строительстве макета. На этапе разработки концепции будущего творения, важно четко сформулировать тему. Понимая то, что вы хотите смоделировать, проще выбрать Эпоху и Географию. Ниже приводятся несколько практических примеров.

Один коллекционер с приличным стажем, собрав около двух десятков различных моделей паровозов, не считая остальных локомотивов, решил создать макет паровозного депо, для того, чтобы отобразить не только сами паровозы, но и технологические процессы их обслуживания, запуска на линию, заправки и т.д. Соответственно, что моделировать только паровозное депо не интересно, требуется соответственный антураж, то есть, как минимум станция, причем не маленькая с вокзалом и другими сопутствующими строениями. 

В соответствии с этим, по таблице и характеристикам Эпох, выбирается время наивысшего расцвета паровозного движения, когда все оборудование депо было наиболее полным. Этому соответствует Эпоха II, Периоды «a» и «b». Вторая Эпоха – это эпоха DRG. Следовательно, выбирается подвижной состав с этим обозначением, механическая система сигналов, система освещения должна соответствовать выбранной эпохе, это относится и к архитектуре строений и зданий. В оформлении макета должны присутствовать автомобили небольшим числом до 1937 года выпуска, гужевые повозки, велосипеды. Желательно подобрать фигурки людей в соответствующей одежде. Особое внимание должно уделяться форме железнодорожников, почтальонов и полицейских.

Другой любитель железнодорожного моделирования, побывав в Южной Баварии, очень полюбил те места, и захотел иметь «маленькую Баварию» у себя дома, в виде железнодорожного макета. Трудность состоит в том, что у него очень стесненные жилищные условия, и места для полноценного макета, демонстрирующего современную железную дорогу в условиях горной местности, маловато. Кинув взгляд на историю Баварии, он выбрал достаточно счастливый период ее развития: 60-е годы прошлого столетия, период развития туризма, промышленности, возвращения местных традиций.

В соответствии с этим была выбрана Эпоха III, Период «b». Темой макета будет маленькая станция местного значения с пассажирским и грузовым движением. Подвижной состав DB с соответствующей покраской, система сигнализации смешанная (оптическая и механическая), элементы освещения, архитектура, автомобили и фигурки – соответственно эпохе.

Подобрать соответствующие выбранной Эпохе подвижной состав и другие элементы, которые выпускаются серийно, не представляет труда. Эпоха, к которой относится изделие, представлена в системе обозначений, в квадратике с римскими цифрами. Значение цифры соответствует эпохе прототипа.

 

Бывают случаи, когда эксплуатация какого-либо типа подвижного состава, проходила в нескольких эпохах. Это случалось с наиболее удачными и распространенными марками вагонов и локомотивов. Тогда две римские цифры пишутся через тире.

Для определения Эпохи принадлежности прототипа моделей выпускавшихся ранее, к которым еще не применялась такая маркировка, придется покопаться в литературе, интернете, архивах фотографий. Лучше иметь такое представление о каждой модели из вашей коллекции, находясь в состоянии постоянного поиска фактов, материалов, информации об их прототипах.

Соблюдение «Правила Эпохи» для профессионального макетчика-моделиста является непременным условием. Для любителя, который работает для себя, это поможет сделать свой макет наиболее грамотным и гармоничным, а самое главное, правдивым и познавательным, с исторической точки зрения!

© Андрей Барбье 2011г. (http://abarch.ru)